Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования: при нарушениях слуха у дошкольников наблюдается недоразвитие всех компонентов речи, в том числе и ее произносительной стороны. Развитие произносительных навыков у детей с нарушениями слуха является крайне важным, т.к. устная речь является средством общения и познания.
Среди аномальных детей значительную категорию составляют дети с различными выраженными отклонениями слуха.
Слух - отражение действительности в форме звуковых явлений, способность живого организма воспринимать и различать звуки. Эта способность реализуется посредством органа слуха, или звукового анализатора, сложного нервного механизма, воспринимающего и дифференцирующего звуковые раздражения.
На сегодняшний день исследование по развитию произносительных навыков у детей с нарушениями слуха является актуальным и представляет большой интерес в сфере специальной педагогики и психологии. У детей с нарушениями слуха наблюдаются проблемы в развитии речи, а оптимальная коррекция произносительной ее стороны — у данной категории — благотворно влияет на её развитие в целом.
Вопросами развития произносительных навыков занимались многие учёные, такие как Ф.А. Рау, Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина, К.А. Волкова, Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко, О.А. Денисова, В.Л. Казанская и др.
Нарушение одной из основных сенсорных систем у детей с нарушениями слуха обычно приводит к недоразвитию всех компонентов речи, в том числе и произношения.
Таким образом, проблема развития речи у слабослышащих детей является актуальным вопросом исследования в современном обществе.
Проблема изучения личности слабослышащего ребёнка как социальная проблема впервые была поставлена и осмыслена Л.С. Выготским, который обосновал положение о том, что интеграция личности не слышащего в общество слышащих может осуществляться только путем его включения в разнообразную социально-значимую деятельность.
Без специального обучения произносительная речь у слабослышащих детей развивается со значительными нарушениями. И чем раньше начнется работа по формированию и развитию речи, тем лучше будут результаты в этом направлении.
Наряду с традиционными методами работы в исправлении речевых нарушений, большую положительную роль играет логоритмика (логопедическая ритмика), основанная на синтезе слова, движения и музыки. Логоритмическая представляет собой объединение речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений на основе единого замысла системы музыкально-двигательных, осуществляемых в целях логопедической коррекции и стимулирования двигательной активности.
По мнению профессора Г.А. Волковой, «звучащий ритм служит средством воспитания и развития чувства ритма в движении и включения его в речь».
Логоритмическая ритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической деятельности, сочетающим исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Занятия логопедической ритмики – составная часть коррекционного воздействия на дошкольников с нарушением слуха.
Противоречие заключается в том, что с одной стороны, развитие и коррекция произносительной стороны речи – одно из важных направлений в работе со слабослышащими дошкольниками, данное направление реализуется в процессе специальных логопедических занятий, на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим, богатый потенциал для активизации произносительной стороны речи детей с нарушением слуха имеют логоритмические занятия; с другой стороны недостаточно разработаны методические рекомендации по активизации произносительной стороны речи детей с нарушением слуха в процессе логоритмических занятий.
Объект исследования: формирование произносительной стороны речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: логоритмика как средство формирования произносительной стороны речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: раскрыть возможности использования логоритмики как средства формирования произносительной стороны речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности и средства формирования произносительной стороны речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть сущность и особенности логоритмики как средства формирования произносительной стороны речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.
3. Подобрать инструментарий и провести диагностику уровня сформированности произносительной стороны речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать конспекты занятий с использованием логоритмики, оформить методические рекомендации по использованию логоритмики как средства формирования произносительной стороны речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
- Теоретические (анализ литературы, обобщение, классификация)
- Эмпирические (наблюдение, опросники, анализ документации и продуктов детского творчества)
- Методы математической и статической обработки
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список источников литературы, приложение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие звукопроизношения и формирование произносительной стороны речи в онтогенезе
В настоящее время растет число людей (детей и взрослых) с нарушениями речи. Причинами речевых нарушений считаются преждевременное и неэффективное лечение, а также организация непродуктивной коррекционной деятельности. Как правило, у детей дошкольного возраста возникают проблемы с фонематическими процессами, грамматикой, произношением звуков на разных уровнях, словарным запасом и т.д.
Звукопроизношение — это процесс формирования речи, осуществляемый дыхательными, голосовыми и артикуляционными органами речевого аппарата под контролем центральной нервной системы [20].
Речь является основой всей психической деятельности и средством общения. В процессе овладения речевой деятельностью у дошкольников формируется способность к сравнению, систематизации и обобщению. Логически понятная, наглядная и метафорическая речь детей является показателем умственного развития.
По мнению Е.Е. Артемовой, показателем умственного развития ребенка является логически ясная, доказательная и образная устная речь [3].
Согласно другому определению А.Р. Лурии, речь — это совокупность звуков, которые произносятся или воспринимаются и считаются имеющими тот же смысл и значение, что и соответствующая система письменных знаков. Речь выражает психологию отдельного человека или сообщества людей, которое характеризуется данными особенностями речи" [15].
Понятие «произносительная сторона речи» включает в себя оформление звуков речи, а также набор речевых двигательных навыков, которые их определяют. Сюда входят такие навыки, как речевое дыхание, артикуляция, воспроизведение звуков и их сочетаний, словесное ударение и фразовая интонация, все средства и соблюдение орфоэпических норм. Что касается произношения, то оно объединяет такие компоненты речевой деятельности, как артикуляция, произносительное дыхание, артикуляторная функция и просодия (темп, ритм, мелодика и интонация).
С.Л. Рубинштейн уравнивает понятия "произношение" и "устная речь", поэтому считает, что устная речь - это разговорная речь в условиях непосредственного контакта с говорящим. Разговорная речь ситуативна [18].
Проблемами исследования произношения занимаются И.П. Павлов, М.М. Кольцова, Н.А. Бернштейн, Е.Ф. Архипова, А.Н. Гвоздев, В.К. Орфинская, М.Ф. Фомичева, Л.В. Лопатина, А.М. Шацкова, Л. .С. Выготский, А.Н. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, И.Н. Леонтьева, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьева, Н.И. Жинкина, С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, В.П. Дудиев,. В.А. Артемов, Л.В. Щерба, Л.Р. Зиндер, М.И. Матусевич, Р.И. Аванесов, В.Н. Сидоров, Б.Р. Кузнецов, А.А. Реформатский и другие.
В понятийно-терминологическом словаре под редакцией В.И. Селивурстова дается следующее определение звукопроизношение: "Это процесс формирования речи, осуществляемый энергетическим (дыхание), генеративным (артикуляция) и резонансным (произношение) отделами речевого аппарата под контролем центральной нервной системы" [19].
Артикуляция речи происходит, когда поток воздуха проходит между голосовыми связками, языком, зубами и губами. Каждой фонеме соответствует уникальная комбинация артикуляторов и артикуляционных аппаратов, работающих вместе.
Л.И. Белякова утверждает, что артикуляционный уклад гласных определяется не только напряжением стенок резонаторных мышц, но и беспрепятственным положением языка и губ. Следовательно, гласные — это преимущественно музыкальные тона, которые неизбежно произносятся с участием голоса [6].
И наоборот, при произнесении согласных мышечные стенки резонаторной полости расслабляются, и участки произвольно сокращенных мышц в ротовой полости четко очерчиваются, создавая препятствие для выдоха. По ее мнению, все согласные можно разделить на четыре группы в зависимости от места их образования:
- губные,
- переднеязычные,
- среднеязычные,
- заднеязычные.
Классификация согласных по способу образования учитывает характер нарушения, способ его преодоления и время артикуляции.
В зависимости от этого согласные делятся на четыре группы:
1) cмычныe, взpывныe, мгнoвeнныe
2) щeлeвыe, фpикaтивныe, длитeльныe
3) cмычнo-щeлeвыe, aффpикaты
4) cмычнo-пpoxoдныe
Лингвистика определяет язык как систему символов, которые являются единицами разных уровней. Языковыми единицами речи являются фонемы (звуки, различающие значения, характерные для каждого языка), лексемы (слова или словосочетания, образующие понятия), наборы слов, фразы и тексты.
С точки зрения лингвистики, изучение артикуляционных процессов показывает, что звуки речи не реализуются в строго последовательном порядке. Особое значение в этом процессе имеет предвосхищающая артикуляция, при которой характерная позиция звука реализуется в ходе предшествующего звука или серии звуков.
Другим важным фактом является то, что артикуляционные характеристики любого звука зависят от его положения в структуре слова или фразы, а также то, что происходит их снижение под влиянием различных факторов.
По мнению Т.А. Ткаченко, "звук - основной компонент человеческой речи, и только благодаря его четкой и точной передаче речь может быть правильно понята и служить средством общения" [23].
Для детей правильное произношение необходимо для уверенного общения, успешного обучения, грамотной речи и гармоничного развития.
Каждой фонеме соответствует уникальная комбинация артикуляторов и артикуляционных органов, работающих вместе.
Нарушения звукопроизношения — это изменения или нарушения в процессе формирования произносительной системы родного языка ребенка, характеризующиеся различными языковыми расстройствами и дефектами восприятия и произношения фонем.
В настоящее время наиболее распространенными нарушениями речи у детей дошкольного возраста являются различные виды диспраксии, которые проявляются в виде неспособности правильно произносить определенные звуки, звукозамены и искажения звуков.
Развитие артикуляционных расстройств связано с периферическими и центральными двигательными и сенсорными нарушениями. К ним относятся нарушения и изменения в структуре артикуляционных органов, различные невропатии мышц, непосредственно участвующих в артикуляции, а также снижение или нарушение слухового восприятия.
По информации, предоставленной педагогами, нарушения произношения отмечаются не только для отдельных звуков, но и для нескольких групп звуков [20].
Таким образом, звукопроизношение — это воспроизведение звуков речи. От уровня сформированности произношения зависит обучение и успеваемость ребенка в школе, а также его адаптация и социализация в обществе.
Исследователи определяют «речевая деятельность как специфическую психологическую активность человека, направленную на использование изученного языка в коммуникативных целях". Согласно этому определению, языковая деятельность предполагает, с одной стороны, овладение языком индивида, а с другой - использование языка в коммуникативных актах, и многие ученые выделяют соответственно лингвистический (вербальный) и коммуникативный компоненты языковой деятельности (М. М. Ватютнев, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, Е. Ф. Соботович, А. М. Шахнарович и другие). Оба компонента тесно связаны между собой и проходят сложный процесс становления и развития.
Известно, что такое развитие происходит в результате формирования у ребенка сложной системы функциональных речевых механизмов (мышление, память, внимание и др.) и специфических речевых механизмов (анализ и синтез деятельности слухового и речевого анализаторов, одновременный и непрерывный анализ и синтез. ) и конкретных речевых механизмов (анализ и синтез деятельности слухового и речедвигательного анализаторов, одновременный и непрерывный анализ и синтез) (А. Валлон, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, И. А. Зимняя, А. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн , Е. Ф. Соботович, В. Тарасун и т. д.). Указанные механизмы в основном определяют усвоение значения языковых символов (лингвистический компонент языковой деятельности) и процессы приема и передачи языковой информации (коммуникативный компонент языковой деятельности) (А. А. Леонтьев, Е. Ф. Соботович, В. В. Тищенко, А. М. Шахнарович и др.) [4].
Артикуляционный аппарат младенцев первых месяцев жизни еще не приспособлен к процессу звукообразования. Для этого должны быть сформированы важные предпосылки. Прежде всего, интенсивная тренировка
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авдеева Л. В. Система использования элементов логопедической ритмики в разных формах организации логопедической работы по формированию грамотной речи с детьми старшего дошкольного возраста с овз //служение педагогическому делу. – 2021. – С. 38-49.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2005. – 400 с.
3. Александрова, О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / О.В. Александрова. - М.: Эксмо, 2013. - 48 c.
4. Анохина А. С., Рукавицин М. С. Формирование произносительной стороны речи слабослышащих детей младшего школьного возраста //Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – №. 69-1. – С. 36-38.
5. Артемова Е.Э. Методы диагностики и коррекции нарушений просодики у дошкольников: Учебно-методическое пособие. М.: РИЦ МГГУ, 2008. 98 с. Артемова Е.Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: Монография. I5ВМ 55 89814-207-234 М.: РИЦ МГГУ, 2018. 124 с.
6. Байдина Ю. Э., Труфанова Г. К. Особенности речевого развития детей с нарушениями слуха //Science Time. – 2016. – №. 5 (29). – С. 43-47.
7. Балаева А. С., Большанина Л. В. Реализация здоровьесберегающих технологий в специальных коррекционных образовательных организациях для детей с нарушенным слухом при помощи специальных логоритмических приемов //Теоретические и прикладные аспекты современной науки. – 2015. – №. 8-4. – С. 71-75.
8. Барболина А. А. Музыкотерапия и логоритмика в коррекции просодической стороны речи //Ответственный редактор. – 2024. – С. 39.
9. Белисова А. А., Кронштатова Е. А. Особенности произносительной стороны речи у детей с нарушениями слуха дошкольного возраста //Научно-методологические и социальные аспекты психологии и педагогики: сборник статей Международной научнопрактической конференции. – 2018. – С. 32-34.
10. Белякова Л. И., Филатова Ю. О. Ритм речевых и неречевых процессов у детей в норме и при речевой патологии //Вопросы психолингвистики. – 2012. – №. 16. – С. 84-91.
11. Богданова Т. Г., Щурова Ю. Е. Динамика интеллектуального развития детей с нарушениями слуха //Вопросы психологии. – 2019. – №. 2. – С. 46-55.
12. Бохан О. А., Лашкова Л. В. Логоритмика как средство коррекции речевого нарушения у дошкольников //Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – 2015. – №. 2. – С. 100-102.
13. Бубарева В. Е. Особенности психического развития детей с нарушениями слуха в дошкольном возрасте //Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. – 2018. – Т. 2. – №. 6. – С. 137-140.
14. Бут Н. И. Направления работы по формированию произносительной стороны речи слабослышащих детей старшего дошкольного возраста //Вестник магистратуры. – 2023. – №. 8 (143). – С. 39-42.
15. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие, — СЕЮ,: ДЕТСТВО-ПРЕСС, . I5ВМ 5-89814-207-234 2004 — 144 с.
16. Винокур, Т. Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения / Т. Г. Винокур. – М.: Знание, 2016. – 228 с.
17. Выгодский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выгодский –М., 2019 – с.278.
18. Выгодская, Г. Л. Формирование речи у глухих дошкольников (из опыта работы по новой программе) // Г. Л. Выгодская, Б. Д. Корсунская / М., 2018 – с.159.
19. Гаранина Л. А. и др. Анализ приемов поставки звуков в системе коррекции нарушений произносительной стороны речи //Проблемы и перспективы дошкольного и начального образования: современный научный поиск. – 2013. – С. 363-369.
20. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – М. : Просвещение, 2019. – 198 с.
21. Гринер В. А. "Логопедическая ритмика для дошкольников": Уч. пед. гиз., М., 1958 г
22. Дегаева О. А., Дмитриевских Л. С. научные основы формирования произносительной стороны речи у старших дошкольников //ББК 74.3 Г 20. – 2021. – С. 151.
23. Денисова О. А., Казанская В. Л. Особенности формирования произносительной стороны речи и навыков самоконтроля над ней у глухих детей старшего дошкольного возраста //Вестник Череповецкого государственного университета. – 2018. – Т. 1. – №. 3 (31). – С. 77.
24. Диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни [Текст]: методич. пособие/ Г. А. Таварткиладзе, Н. Д. Шматко. - М.: Полиграф сервис, 2001. – 159 с.
25. Доронина Н. А. Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности «Логоритмика».
26. Дорохова Г. Н. Особенности развития произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста //Ребенок-дошкольник в современном образовательном пространстве. – 2021. – С. 61-65.
27. Жигорева М. В. Возможности логопедической ритмики в новых условиях образования детей с ограниченными возможностями здоровья //Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2018. – №. 2. – С. 6-9.
28. Здор Е. В., Маркова Е. В. Произносительная сторона речи как объект психолого-педагогического, психолингвистического исследования //Приоритетные задачи и стратегии развития педагогики и психологии. – 2016. – С. 12-14.
29. Зимина С. С. Логоритмика. //Зимина С. С. // Изд.М: - 2020 – с.189
30. Зиновьева Т. И. Звуковая сторона речи и произносительная культура //Начальная школа. – 2014. – №. 7. – С. 26-30.
31. Зыкова М. А. Игровой подход к преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией //Альманах научно-исследовательских работ студентов и молодых ученых. – 2018. – С. 343-346.
32. Ишембитова К. Р., Уварова Л. Н. Особенности развития детей с нарушениями слуха //Colloquium-journal. – Голопристанський міськрайонний центр зайнятості= Голопристанский районный центр занятости, 2019. – №. 7-3. – С. 24-25.
33. Касмакова Л. Е., Березина А. В., Колясова В. Н. Логоритмика и артпедагогические технологии в развитии и коррекции координационных способностей дошкольников с тяжелыми нарушениями речи //Наука и спорт: современные тенденции. – 2023. – Т. 11. – №. 1. – С. 128-135.
34. Кисленко О. Б., Запасник Е. Н., Савельева И. В. Формирование правильной речи ребёнка //www. issledo. ru Редакционная коллегия. – 2019. – С. 79.
35. Китаева Н. Н., Мамасалиева Г. А., Чумакова А. Ю. Состояние произносительной стороны речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста //Специальное образование. – 2015. – Т. 1. – №. XI. – С. 164-169.
36. Королева И. и др. Дети с нарушениями слуха. Книга для родителей и педагогов. – Litres, 2022.
37. Кульбицкая А. А. Особенности эмоционального интеллекта детей с нарушением слуха //Молодежный сборник научных статей «Научные стремления». – 2020– №. 20. – С. 135-139.
38. Ларина А. М., Шкрябко И. П. Особенности психического развития детей с нарушениями слуха //Научное сообщество студентов. Материалы V Международной научно-практической конференции. Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс. – 2019. – С. 33-34.
39. Легостаева ю. и., ковтун т. ю. особенности психического развития детей дошкольного возраста с нарушениями слуха //ББК 88.8 А43. – 2019. – С. 425.
40. Лисина А. Д. Логоритмика в ДОО //Инициативы молодых-науке и производству. – 2023. – С. 297-301.
41. Лурия А. Р. Язык и сознание. – " Издательский дом"" Питер", 2019.
42. Овчинникова Н. В., Чикулаева О. С. Логоритмика. Издательский дом" Питер"– 2005. – с.146
43. Патракова А. И. Особенности произносительной стороны речи у детей с нарушением слуха //современные проблемы общей и специальной педагогики. – 2015. – С. 161-163.
44. Плеханова К. С. Теоретический аспект музыкальной терапии в работе с детьми с нарушением слуха //Научный форум: Инновационная наука. – 2017. – С. 148.
45. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д.Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом, Пособие для учителя-дефектолога. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. —224с: ил. — (Коррекционная педагогика).
46. Плещенкова Д. В. Теоретическое обоснование изучения и коррекции произносительной стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи //Современные наука и образование: достижения и перспективы развития: сборник материалов XXX-ой международной очно-заочной научно-практической конференции, в 4 т., Том 4, 7 июня, 2023–Москва: Издательство НИЦ «Империя», 2023.–163с. – 2023. – С. 125.
47. Полтавченко Д. М. Дополнительная общеразвивающая программа «логоритмика с музыкальным сопровождением». – 2022.
48. Попова Т. В. Логоритмика в системе развития и коррекции речи дошкольников //Ответственный редактор: Сукиасян АА, к. э. н., ст. преп. – 2014. – С. 175.
49. Речицкая Е., Гущина Т. Психолого-педагогическая диагностика развития детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями слуха) 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и специалитета. – Litres, 2018.
50. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – Издательский дом" Питер", 1999
51. Саидова Э. Р. Теоретический обзор по проблеме развития произносительной стороны речи слабослышащих детей //Международный студенческий научный вестник. – 2020. – №. 3. – С. 77.
52. Симонова И. Н., Сиротина Н. С. Логоритмика в детском саду //Современная коррекционная педагогика и специальная психология в условиях общего, специального и инклюзивного образования: проблемы и решения. – 2020. – С. 283-287.
53. Сергеева Н. А., Васильева В. А. Веселая логоритмика: играя–развиваюсь //Педагогический опыт: от теории к практике. – 2020. – С. 216-219.
54. Староверова М. С. Социальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения //Успехи современной науки и образования. – 2016. – №. 2. – С. 112-116.
55. Султанова Г. М., Смакова А. С., Истакеева А. А. Использование сказкотерапии на занятиях логоритмики с детьми после кохлеарной имплантации //Kazakh Journal of Physical Medicine & Rehabilitation. – 2019. – №. 3. – С. 80.
56. Суркова Е. Г. и др. Место групповой игротерапии в системе работы специалистов психолого-педагогической службы центра реабилитации для детей с нарушением слуха //Образование лиц с нарушением слуха: достижения и актуальные проблемы. – 2019. – С. 229-233.
57. Сухинин М. В. и др. Способ реабилитации детей с нарушением слуха. Litres, 2018.
58. Татаркина Л. Логоритмика. Запуск речи через пение и движение для детей от двух лет. – Litres, 2021.
59. Ткаченко Т. А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза //Альбом для индивидуальных и групповых занятий с детьми. – 2005. – С. 4-5.
60. Феклистова С. Н., Михайловская Л. В., Обухова Т. И. Методика коррекционно-развивающей работы при нарушении слуха //Минск: БГПУ. – 2021 – с.94
61. Филичева, Т. Б. Основы логопедии: учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» // Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина – М., 1989.
62. Хуснутдинова Д. Н. Логоритмика с элементами театрализованных представлений в коррекционной работе логопеда //Инновационные тенденции развития системы образования: Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 149-154.
63. Шашкина Г. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата. – Litres, 2018.
64. Шахнарович А. М. Когнитивные и коммуникативные аспекты речевой деятельности //Вопросы психолингвистики. – 2011. – №. 13. – С. 196-201.
65. Швачкин, Н. Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем детстве / Н. Х. Швачкин. – м. : 2018. – 330
66. Шевченко Е. В. Коррекция произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушением слуха с помощью компьютерной программы «Видимая речь III» //Мир науки, культуры, образования. – 2010. – №. 5. – С. 176-178.
67. Щербакова Н. Н. Основы речевой культуры дефектолога. – 2018.
68. Филатова Ю. О., Гончарова Н. Н., Прокопенко Е. В. Логоритмика //Технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи+ электронное приложение/Под ред. Беляковой ЛИМ: Национальный книжный центр. – 2017. - с.134
69. Ящук М. Ю. Логоритмика как средство коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи //Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. – 2022. – С. 341-345.
70. Рау, Ф.Ф. Обучение глухонемых произношению. [Электронный ресурс] / – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/3/0108/3-0108-1.shtml